(фр. moderne – новый, новейший, современный) стилевое направление в европейском и американском  искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Образцы зданий стиля модерн.


1.Дом Рябушинского в москве, архитектор Шехтель.

2.Особняк О. Листа, архитектор Лев Кекушев.

3.Дом Зингера в Петербурге. Проект архитектора Павла Сюзора. 1904

4.Дом Куалльо . Архитектор Гектор Гимар.

История русского зодчества берет свое начало с незапамятных времен и обрывается в начале 20 века, когда правительством большевиков в 1918 году был введен запрета на использование в архитектуре  старинной меры – сажени. И сразу стало заметно отсутствие соразмерности сооружений, создаваемых в Советском Союзе в последующие времена. Что же ценного в традициях русского зодчества, от которых поспешили отказаться большевики?

Отметим ряд особенностей русского зодчества.

  1. Соразмерность, то есть гармоничные пропорции;
  2. Трехчастность;
  3. Узорочье;
  4. Осознанность.

С точки зрения современного исскуствоведа невозможно адекватно оценить творчество архитекторов прошлого века по той причине,  мы не только не знаем русского языка дореволюционных времен,  но и не понимаем значения украшающих здания  узоров.

Начнем с русского языка: в 19 веке азбука состояла из 43 букв и правила грамматики и орфографии русского языка были совсем иные…  В современном русском  алфавите 33 буквы. Роль букв в жизни и мышлении человека значительна. Согласно результатам целого ряда современных научных исследований, каждая буква, в первую очередь ее звучание, связана с определенной областью мозга. И за каждой буквой стоит образ.  Сокращение алфавита на 10 букв, безусловно, отражается на сознании и мышлении носителей языка. Можно предположить, что и в работе головного мозга современного русскогоязычного человека задействовано на 10  областей (по количеству утраченных букв) меньше. И сразу возникает вопрос, как насильно ограниченное мышление может оценить творчество архитекторов  эпохи модерна? Подобному мышлению сложно и представить, о чем думал архитектор 18-19 веков.

Проанализируем здания стиля модерн на соответствие вышеприведенным  основным принципам русского зодчества:

  1. Соразмерность: гармоничные пропорции сооружения создаются согласно мерам.

Многие зодчие прошлого наверняка знали  изречение Протагора : «Человек –мѣра всего». 

Рассмотрим это  простое и важное для зодчества слово, написанное по дореволюционным правилам русского языка  : Мѣра.

Буква М- означает мысль.

Ѣ – Божественная связь; взаимодействие Небесных и Земных структур;

-Творение Бытия по Замыслам Всевышнего;

— Соединение Вселенского и Земного Бытия;

-Жизненные Силы в непрерывном движении;

— Совершенство; гармония.

Образы буквицы ЯТЬ.

Р- энергия,

А- сила.

Получается: Мысль,творящая бытие по замыслу Всевышнего, энергию силы получает.

Надо отметить, что до 1918 года проектирование домов велось по саженям и  сооружения создавались пропорционально размерам человека. Так как сооружения стиля модерн и создавались до указанного года, то все они были спроектированы по саженям. Это подтверждает А. Ф. Черняев, который произвел обмеры дома Рябушинского, созданного  архитектором Шехтелем.

2.Трехчастность.

Как мы видим, эти сооружения  имеют трехчастное деление.   Если в здании  3 этажа, то стили оформления этажей имеют отличие. Если  4 этажа, то средний уровень здания (2 и 3 этажи) выполнен в одном стиле. В двухэтажных есть подвал. Это свойственно древнему зодчеству, так как отражает мировоззрение,  основанное на понятии о 3-х составляющих мира: яви, прави и нави.  Навь – это прошлое, информационная составляющая; явь – настоящее, проявленный мир; и правь – будущее, принципы, объединяющие этот мир.

Навная зона- первый этаж, как правило, не жилой. Явная зона- этажи, где живут. Чердак под крышей-правная зона, раньше использовалась для мастерской и библиотеки.

3.Узорочье.

Архитектура модерна насыщена многочисленными и разнообразными символами, узорами и орнаментами.

Одной из отличительных черт модерна является наличие растительного орнамента, подобному цикламену.

Символ модерна цикламен.

 На рисунке знаменитое произведение художника Х. Обриста с изображением прихотливо извивающегося стебля этого растения критики прозвали «ударом бича» — определение, ставшее девизом «нового стиля». 1895

Цикламен – символ возрождения, нежности, радости.

Рисунок напоминает знак реки смородины – это некий Рубикон, за который уходят мертвые. Золотой цвет- цвет, вобравший в себя все хорошее, но одновременно это  цвет умершего растения.

Знак реки смородина в традиционном орнаменте.

Трактовка получается следующая:  Все хорошее, лето уже позади, некий Рубикон пройден, надежды на возрождение нет.

Архитектор был в курсе всех  разрушительных изменений, происходящих в обществе, и отражал их в своем творчестве древним языком- узорочьем.


Интерьер «Павлиньей комнаты» – столовой в доме Лейландов.

Рассмотрим еще в качестве примера интерьер знаменитой «Павлиньей комнаты» – столовой в доме Лейландов. Работая почти без эскизов, Уистлер создал нечто «совершенно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Роспись «Павлиньей комнаты» предвещает панно стиля модерн конца XIX – начала XX века.

Следующий символ модерна – павлин.

Павлин – символ удачи и успеха,  распущенный хвост символизирует знания и награды. Это  опять подтверждает, что   все знали древнюю символику узорочья.

4.Осознанность.

Обратим внимание на окна стиля модерн: они  не одинаковы, то вытянуты по вертикали, то вытянутые по горизонтали.   Напоминаю, что вертикальные окна выглядят устойчиво, а горизонтальные придают зданию динамику.  Таким образом, можно сделать вывод, что прошлое, настоящее и будущее в представлении архитектора  не однозначны, они зачастую неустойчивы,  переменчивы.

Архитекторы того времени традиционно не строили жилых высоких зданий, так как энергетика земли не поднимается выше 3-4 этажа.

 В заключение можно сделать вывод, что здания модерна созданы по гармоничным пропорциям, связанным с доминировавшим в то время  миропониманием. Здания украшены традиционными узорами, следовательно,  не только красивы, но и несут зашифрованную информацию для потомков, а также  благоприятны для проживания.

Более подробная информация о традиционном зодчестве будет на семинаре: «Как создать уютный дом по саженям» 18-19.05.2019. Предварительная запись здесь :
http://sazheni16.ru/ruskoe-zodchestvo/

А так же по почте sazheni@yandex.ru

ЖДЕМ ВАС!!!

Модерн с точки зрения русского зодчества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *